Саквояж

5 835 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Pavlyukovets
    Ты козёл !!! Кто , я козёл ??? Ты и на козла не похож . Кто ,я не похож ???Трое из ларца, од...
  • Вячеслав Даньшин
    Обалденные котейки!!! Всегда хотел и до сих пор хочу иметь такого красавца, но...Восемь фактов о м...
  • Гоша Веверсис
    а за тире надо дать в рожуМулард : что за п...

Калязин — напоминания о минувшем


Калязин хорошо известен колокольней Никольского собора, возвышающейся над гладью Угличского водохранилища. Она затмевает все остальные достопримечательности города. И несмотря на то, что в Калязине ещё есть на что посмотреть, это справедливо. Вид одинокой высокой русской колокольни посреди воды заставляет впечатлиться даже самых равнодушных людей. В этом посте я постараюсь уделить внимание и ей, и не самым известным местам города. Мой рассказ содержит кадры из двух посещений Калязина — поездки 2009-го года на "кукушке" по Савёловской ж/д, когда красивый деревянный вокзал Калязина ещё не сгорел, и детального осмотра весной 2017-го.

1. Калязин для меня — один из немногих городов, которые мне сложно описывать объективно ввиду связанных с ним личных событий. Я постараюсь не перегружать рассказ приватными мыслями, но совсем без них не получится. Мы с другом приехали сюда во второй половине дня тёплого сентябрьского воскресенья. Утром мы осмотрели Кимры и на пригородном поезде "Савёлово — Углич" отправились в Калязин. Вот он трогается от калязинского перрона в сторону Ярославской области. Нам же предстояло четыре часа прогулки по городу, за которые поезд должен успеть вернуться, чтобы увезти нас обратно:

2. Это была моя первая поездка на поезде типа "кукушка". Собственно, в основном ради него мы и поехали. Это уже потом были поездки в Озёры, Ржев, по Тумской магистрали, в Черепеть. А тогда увидеть три списанных с дальних перевозок вагона под тепловозом, курсирующие как пригородный состав, было удивительно. Савёловская линия недаром считается глухоманью: путевого развития почти нет, остановки в глухом лесу не были обозначены никак, а на иных перегонах ветки деревьев скреблись по окнам. Саму поездку я почти не отфотографировал. Всё равно в следующем году собираюсь доехать до Бежецка через Сонково, тогда подробно и напишу.


3. Едва сойдя с поезда, мы увидели обаятельный деревянный вокзал и сразу же купили внутри него обратные билеты. Там я впервые столкнулся с ситуацией, когда билетёрша недоумённо спрашивала, не поедем ли мы всё-таки на автобусе. Впоследствии в ходе поездок по глухим железным дорогам это повторялось не раз. В 2013-м году этот вокзал сгорел, а вместо него был установлен металлический павильон, напоминающий не то грузовой контейнер, не то общественный туалет.

4. А вот трагикомичный буфет здравствует и по сей день:

5. Далее минуя весьма интересные городские детали, не имея особого опыта путешествий по российской провинции и оттого счастливые и восторженные, мы напрямую ломанулись в сторону Волги. Помнится, взгляд остановился на уютном дворе с яблоней:

6. Вскоре мы были у Волги. Мы вышли не у парадного спуска улицы Карла Маркса, а чуть поодаль, на пустынную и обветшавшую набережную. Калязинская колокольня действительно завораживает, притягивает взгляд. Удивительно как заброшенности и следы трагедий вызывают в человеке реакцию, подчас куда более сильную, чем какие-нибудь образцово ухоженные архитектурные красоты.

7. Мы не спеша побрели вдоль берега как раз в сторону улицы Карла Маркса, откуда как правило любуются на колокольню. По дороге мы часто останавливались, слушая плеск волн и фотографируя причудливые узоры камней у берега. Историю колокольни не знает только ленивый: построена в 1800-м, а в начале XX-го века оказалась в зоне затопления водохранилища, вместе с большей частью исторического центра Калязина. По какому-то чудесному стечению обстоятельств, толком уже никто и не вспомнит какому точно, её не снесли, а в советское время даже укрепляли её основание. К сожалению, самые красивые здания города, его центр, храмы и монастыри такая удача не постигла. Они были снесены и разобраны. Под водой сейчас можно найти только фундаменты. На одном из островов в 2000-х восстановили башню Троицкого монастыря — крупнейшего на востоке Тверской области. Его также по кирпичикам разобрали перед затоплением, но часть территории не ушла под воду и образовала острова:

8. Наконец мы дошли до места, где улица Карла Маркса в прямом смысле уходит под воду, словно пытаясь дотянуться до затопленной колокольни. Когда-то это была центральная улица города, являвшаяся прямым продолжением дороги из Москвы и приводившая аккурат к главной площади с собором и колокольней. Сейчас то, что от неё осталось, — единственный цельный кусок старого Калязина, хотя это был даже не самый его центр. Проглядывая фотографии 2009-го года сложно не окунуться в тот тёплый осенний вечер, в атмосферу уюта и беззаботности.

9. Но вот я стою здесь снова, уже в марте 2017-го. Прохладный весенний ветерок создаёт рябь на ещё не до конца открывшемся водохранилище, на улице сыро и неуютно из-за таящего снега и обнажаемого им мусора. Одинокая колокольня всё так же стоит посреди водной глади. На месте и башенка на Монастырских островах, и старые калязинские особняки, некоторые из которых даже отреставрировали. Глаз подмечает разруху и необустроенность. Возможно, из-за сезона, а возможно и из-за появившегося за восемь лет опыта регулярных путешествий. За спиной остались кризисы, разрыв с Украиной, множество бытовых проблем. Моего друга, с которым мы прибыли в Калязин на поезде той далёкой осенью, уже давно нет в живых. Та поездка так и осталось первым и последним совместным путешествием.

10. Люди склонны забывать плохое, грустное. Горе постепенно притупляется, освобождает место для текущих забот и проблем. Но о нём могут напомнить какие-то сильные ассоциации, события, места, действия. Виды Калязина наводят на меня тоску не только из-за мыслей о забытой и преданной затоплению русской провинции, но и из-за связи с личной потерей. В марте 2017-го, по дороге из Кашина, я заехал сюда больше для того чтобы наверстать упущенное, но и не пройти по знакомым местам не смог. Последний перед спуском в воду квартал улицы Карла Маркса показывает, каким должен был быть весь центр Калязина:

11. Здесь, в этом уцелевшем историческом центре близ открыточного вида на колокольню, стоит памятник Макарию Калязинскому — монаху из соседнего Кашина, основавшему тут в XV-м веке сначала уединённую келью, а затем и монастырь, в память о котором выстроена башенка на острове с кадра №7. Именно с этим событием и связывают появление города, разросшегося вокруг обители.

12. Как правило, осмотр Калязина и Кашина совмещают, благо что находятся они друг от друга на минимальном расстоянии. Но сравнивать их просто рука не поднимется: общего у них, пожалуй, только местоположение и нынешний провинциальный статус. Куда более древний Кашин, от которого, по большому счёту, откололся Калязин, не потерял большую часть своего центра, и даже при условии уничтожения церквей советской властью сохранил очень многое. Но вид у него при этом более унылый. Ненамного, но всё же. При всей ценности и количестве кашинских древностей, одна калязинская колокольня в глазах массового туриста их затмевает яркостью и неординарностью образа.

13. А главное, конечно, — это Волга, которой нет в Кашине. Волга на расстоянии 200 километров от Москвы — это яхты, дорогие коттеджи, корпоративы, всякие фестивали и регаты. И хоть немного, хоть чуть-чуть, но Калязину перепадает от этого праздника жизни. Тут и дорогой ресторан, и байк-клуб где-то на окраине, и сервисы для яхт, и московские дачники. Как итог, Калязин хоть и так же запущен, но в мелочах, в деталях он выглядит живее и динамичнее Кашина. Пересекая Волгу и проезжая полтора десятка километров от Калязина до Кашина словно кожей чувствуешь эту границу между небогатой и очень далёкой, но всё же московской загородной зоной, и глухой аграрной провинцией.

14. Почти всё самое интересное в Калязине сконцентрировано в двух кварталах улицы Карла Маркса, прилегающих к Волге. В остальной части города — только отдельные одиночные объекты.

15. Среди сохранившейся старины на ул. Карла Маркса — дом купцов Ляховых XIX-го века. Ещё до революции в нём разместилось учебное заведение — женская гимназия. Так и теперь: в нём располагается педагогический колледж.

16. За два приезда почему-то так и не удосужился по-нормальному снять одно из самых заметных гражданский зданий Калязина — общественный дом 1883-го года, в котором сегодня располагается школа:

17. Хоть Калязин и начинал как примонастырская слобода, удобное местоположение быстро сделало его успешным в локальных масштабах торговым городком. В XIX-м веке здесь проводились ярмарки, развивалась промышленность. Сегодня напоминания о минувшем благополучии выглядят тоскливо:

18. Вдоль берега Волги тянутся довольно скучные и раздолбанные улицы. Большую часть застройки составляет неинтересный частный сектор, но попадаются и старые домики. Тоже, впрочем, не сильно интересные. Всё же в историческом Калязине это была периферия.

19. Любопытный получается зигзаг истории: то, что было центром Калязина, ушло под воду. Его окраины стали историческим центром сохранившейся части города, но в нынешней его жизни они всё равно играют роль окраин. А центр теперь находится там, где раньше вообще города не было, или были деревенские предместья.

20. И вдруг мы видим просто-таки дворец по калязинским меркам. Это техническое училище, созданное в 1903-м на средства местного купца Полежаева. Сегодня это колледж, носящий его имя. Проживая в Калязине, только ради ежедневного посещения этого здания можно сюда поступить.

21. Бывает, что даже советская эпоха дарила любопытные деревянные дома. Находится эта красота напротив колледжа с прошлого кадра:

22. А через дорогу от колледжа — полузаброшенный парк, вроде как к нему относящийся, и окончательно заброшенный корпус этого колледжа. За разрухой и деревьями не очень хорошо видно, но и он представлял определённый архитектурный интерес:

23. Интересная особенность нашей страны: если какой-то тренд появился, а его ещё и "сверху" поддержали, следовать ему будут неукоснительно. Всё, что связано с Победой и 9 мая, сейчас делается хорошо, качественно и быстро. На фоне любой разрухи воинские мемориалы будут аккуратны, отштукатурены и прибраны. Также и в Калязине: относительно новый парк Победы — едва ли не самое опрятное место во всём городе:

24. В конце аллеи героев — монумент, посвящённый павшим в Великой Отечественной воинам-калязинцам, красиво возвышающийся на берегу Волги:

25. Из парка выходим на современную центральную площадь. Здесь о старине ничего уже не напоминает. Администрация Калязинского района:

26. Ленин и небольшой сквер за его спиной:

27. Закрытый кинотеатр "Радуга", в котором вроде бы какие-то детские кружки действуют. Фото 2009-го года. За 8 лет на этой картинке не изменилось ничего. Даже машина какая-то вот так же стояла, а в ней парни вечер коротали:

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх